СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ТРАДИЦИОННОМ МУЗЕЕ
28/09–3/11/2019. Санкт-Петербург
Тема

АНАЛОГОВЫЕ СИГНАЛЫ

Тему 15-го фестиваля задал приглашенный куратор Дмитрий Озерков:

В качестве плодов Века Просвещения на рубеже XVIII и XIX столетий наблюдался большой прогресс в области позитивных дисциплин. К ним относятся, среди прочего, религиоведение, метрология, эволюционная теория, гигиена. В результате XIX век стал временем развития телеграфа и железных дорог, позитивных наук о человеке во главе с теорией происхождения видов и мореплавания, и привел к окончательному открытию всех земель и освоению полюсов.

XX
век утвердил и развил эти материалистические достижения, выведя их на новый этап. Измеренная во времени и пространстве реальность была зафиксирована способом аналоговых сигналов, имеющих свой период и протяженных во времени. От этой реальности отталкивались как от некой базы сюрреалисты, изыскивая в ее точных величинах области неизмеримого — подсознательного и сновидческого.

Длившееся шесть лет измерение дуги парижского меридиана в 1790-х, с базами в Мелюне и Перпиньяне (что любил подчеркивать Сальвадор Дали), привело к получению новой единицы длины — метра. Во Франции, а потом и в других странах Европы были изготовлены эталоны. В позитивном аналоговом мире считалось, что точная величина метра всегда может быть восстановлена путем затраты времени на повторное многосложное аналоговое измерение.

XXI век перешёл от аналоговых идеалов к умозрительным. Цифровой импульс сменил аналоговый сигнал. Цифра отменила ключевую для аналога функцию времени, в результате чего время перестало учитываться.

Цифровой сигнал может быть воспроизведен в одном и том же виде в любой данный момент времени — настоящего или будущего. Традиционные области знания, на которые человек всегда подразделял свою деятельность (кто я? — художник, медицинский работник, и т. д.), становятся все менее уловимы. Границы стираются между поэзией и метрологией, медициной и генной инженерией, гигиеной и религией — все, что было изначально про время и про аналоговый сигнал, оказывается пересчитанным в цифру, которая на своём уровне делает возможными многие замены (и подмены). А эталон метра сегодня — давно уже не слиток размером с одну сорокамиллионную долю Парижского меридиана, а «длина пути, проходимого светом в вакууме за интервал времени 1/299792458 секунды». Это официальное определение.

Что происходит с аналоговыми дисциплинами и с людьми в эпоху цифры? Сегодня, когда возникает «новое цифровое реальное» и в науке, и в искусстве, остаётся не просто сожалеть об уходе аналогового мира. «Новое реальное» порождает нового человека, пересчитывающего и воспроизводящего, но утрачивающего мышление аналогиями. Сегодня художник идет в музей не в поисках оригинального идеала, а для того, чтобы поразмышлять об утрачиваемом времени.