Карта
Государственный музей истории Санкт-Петербурга Петропавловская крепость Выставочный комплекс «Потерна и каземат Государева бастиона»
Адрес: Петропавловская крепость, Государев бастион Ст. м. «Горьковская»
Время работы: с 10.00 – до 20.30 Без выходных Вход: 150 р., льготный билет 100 р.
Государев бастион – один из двух восточных бастионов Петропавловской крепости, обращённый в сторону Невы. Заложен 16 мая 1703 года, надзор за строительством бастиона осуществлял царь Пётр I, в честь которого он и получил название Государев. В 1717—1732 годах по проекту архитектора Доменико Трезини при участии военного инженера Бурхарда Кристофа фон Миниха Государев бастион был перестроен в камне. Внутри размещались двухъярусные боевые казематы. Под бастионом была устроена потерна — туннель для безопасного сообщения между казематами, но поскольку крепость никогда не использовалась как оборонительная, ещё в XIX веке она была засыпана землей. В 1954 году комплекс зданий Петропавловской крепости был передан Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга). В 1999—2003 годах была воссоздана потерна и мостки «для прохода часовых» от шпица Государева до Нарышкина бастиона. Сегодня потерна и каземат часто используются как площадки для различных выставочных проектов.
«ПЕРВЫЙ МУЗЕЙНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕТЕРБУРГА» Выставка, посвященная 10-летию фестиваля «Современное искусство в традиционном музее»
В 2011 году фестиваль “Современное искусство в традиционном музее» празднует свой 10-летний юбилей. Это первый городской музейный фестиваль, существующий с 2000 года и за прошедшие 10 лет представивший проекты 150 современных российских и зарубежных художников в 55 музеях Санкт-Петербурга.
На выставке в Петропавловской крепости представлены избранные проекты фестиваля прошлых лет: «Хор жалобщиков Петербурга», «Антарктическая миссия» из Музея Арктики и Антарктики, «Ваня, иди домой!» из Пулковской обсерватории, «Случайная политика» из Музея политической истории» и многие другие. Обширная информация о девяти фестивалях прошлых лет, фотографии и отзывы зрителей и участников дополняют экспозицию в выставочном комплексе «Потерна и каземат Государева бастиона».
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Адрес: Александровский парк, д. 7 (вход с Кронверкской наб.) Ст. м. «Горьковская» Тел.: (812) 232-0296 Музей открыт: среда-воскресенье 10.00 – 17.00 Выходные дни: понедельник, вторник, последний четверг месяца Вход: вся экспозиция – 150 р., внешняя экспозиция – 50 р., действуют льготы
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи – один из самых крупных военно-исторических музеев мира, обладающий обширными коллекциями артиллерийских орудий и боеприпасов, стрелкового и холодного оружия, военно-инженерной техники, средств военной связи, боевых знамен, формы одежды, произведений батальной живописи и графики, наград и знаков. Среди экспонатов - художественные произведения, отражающие героическое прошлое России, портреты императоров, великих князей, прославленных полководцев. В музее представлены и старейшие образцы русской артиллерии XIV-XVI веков, и современное ракетное вооружение. В одном из залов воссоздана комната, в которой провел последние дни М.И. Кутузов. Рыцарский зал музея демонстрирует шедевры из коллекции оружия стран Западной Европы XV-XVII веков, являющейся одной из крупнейших в России. Неизменный интерес вызывает внешняя экспозиция музея. Здесь размещено более 300 экспонатов, в том числе отечественные и иностранные орудия — от древних до самых современных: самоходных, буксируемых и зенитных, предназначенных, в частности, и для стрельбы ядерными боеприпасами.
Иван и Николай Полисские и «Никола-Ленивецкие промыслы»
«Военный парад»
Маленькие всегда хорошие
Военная техника в мирное время становится ни с чем не сравнимым аттракционом. Парады, музеи танков и самолётов почему-то притягивают к себе людей всех возрастов, заражая любопытством и приковывая внимание. При этом форма таких машин и орудий лишена всякого украшательства. Чистый утилитаризм — каждый изгиб обоснован особенностями функционального применения, всё очень стройно, линейно, но всё равно: дайте посмотреть!
«Никола-Ленивецкие промыслы» – это художественная артель бывших крестьян, ныне художников, которые уже более 12 лет вместе с Николаем Полисским занимаются современным искусством: возводят масштабные арт-объекты и делают скульптуры из металла и дерева. Сделать инсталляцию из деревянных игрушечных танков и пушек, Промыслам и под силу, и давно интересно. Материал традиционный – дерево, по форме и размеру – скорее, крупная игрушка, гротесковая скульптура, но размещенные в Музее артиллерии, инженерных воск и войск связи, они должны выстроиться в военный парад, где настоящие военные машины окажутся окружены целым выводком малышей.
Николай Полисский
Родился в 1957 году. В 1982 окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной (ЛВХПУ). С начала 2000-х живет и работает в деревне Никола-Ленивец Калужской области — в четырех часах езды от Москвы, где в соавторстве с жителями деревни, артелью «Никола-Ленивецкие промыслы» создает масштабные лэнд-арт проекты из местных материалов при помощи техник, отсылающих к традиционным деревенским ремеслам. Николаю Полисскому при помощи искусства удалось превратить полузаброшенную деревню в настоящий культурный центр. С 2003 года в деревне Никола-Ленивец проходит международный фестиваль ландшафтной архитектуры «АрхСтояние». Николай Полисский участник множества российских и зарубежных выставок и фестивалей.
Центральный музей связи имени А.С. Попова
Адрес: Почтамтский переулок, д. 4 ст. метро «Невский проспект» , автобусы: №3, №22, №27, троллейбусы: №5, №22
Тел.: (812) 571-0060
Музей открыт: вторник-воскресенье 10.30 – 18.00 (касса до 17.00)
Выходные дни: воскресенье, понедельник, последний четверг месяца
Вход: 100 р., действуют льготы
Центральный музей связи имени А.С. Попова, один из старейших научно-технических музеев, расположен в центре Санкт-Петербурга, рядом с Исаакиевской площадью. Уникальную коллекцию Музея, посвященную истории развития средств связи в России, составляют более 8 миллионов единиц хранения. В состав фондов входит бесценная для всех филателистов мира Государственная коллекция знаков почтовой оплаты Российской Федерации. Среди представляемых для обозрения экспонатов можно увидеть старинные подорожные грамоты, царские указы, первый радиоприемник А.С. Попова, первый гражданский спутник связи «Луч-15». Здание музея, изначально дворец канцлера Российской империи князя А.А. Безбородко, является замечательным памятником архитектуры XVIII века (арх. Д. Кваренги). В настоящее время завершена реконструкции здания, создана первая очередь новой экспозиции. Петербуржцы и гости города смогут познакомиться здесь не только с редкими экспонатами, относящимися к истории почтовой, телеграфной и телефонной связи, радиосвязи и радиовещания, телевидения и космической связи, но и с современными средствами телекоммуникации.
«НА СВЯЗИ». Выставка участников программы ПРО АРТЕ «Современное искусство»
На выставке представлены объекты современного искусства, созданные специально для Центрального музея связи им. А. С. Попова в ходе мастер-класса петербургского художника Андрея Рудьева. Все проекты можно условно разделить на две группы. В одном случае художники исследуют тему свзяи в различных ее проявлениях: связь как сложный процесс общения, диалог и акт технической коммуникации. Во втором случае художники создают site-specific объекты для Центрального музея связи, вдохновившись его оригинальным пространством и экспозицией.
Кураторы – Олеся Туркина, Яна Кличук

Художники:
Диана Вишневская Полина Де Мони Полина Дубчинская Вера Кадурина Вадим Комиссаров Анна Майсюк Семен Мотолянец Ксения Пасюра Екатерина Поваренкина Анна Устрехова
Программа «Современное искусство» адресована молодым практикующим художникам, имеющим художественное образование, студентам художественных вузов и активистам в области современного искусства. Цель программы – развить творческий потенциал участников, который отвечает требованиям существующей ситуации в области современного искусства. Основу программы составляют четыре типа занятий: лекции, мастер-классы, выставки и самостоятельная работа. За одиннадцать лет около 100 молодых художников со всей России прошли обучение, в настоящее время готовится 5-й выпуск программы.
«Ледокол «Красин» Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге Адрес: В.О., наб. Лейтенанта Шмидта, 23 линия Ст.м. «Василеостровская», далее авт. 1 до ост. «Горный институт»; с Большого пр. В.О.- авт. 128, 7, 151; тролл. 10, до 23-й линии Тел. (812) 325-3547 Музей открыт: среда – воскресенье 10.00 – 18.00, посещение только с экскурсоводом, экскурсии проводятся каждый час. Выходные дни: понедельник – вторник, последняя среда месяца Вход: 100 р., действуют льготы
Ледокол «Красин» был построен в 1917 году по заказу российского правительства в г. Ньюкасл, Великобритания, и участвовал во многих знаковых событиях всемирной истории ХХ века: гражданской войне, спасательных экспедициях в Арктике в 1920-1930-х, прошел два кругосветных плавания, принимал участие в полярных конвоях в годы Второй Мировой войны, обеспечивал проводки судов в Арктике и научные экспедиции вплоть до конца 1980-х. Ледокол «Красин» с момента постройки считался одним из лучших ледоколов мира, определивших общие тенденции проектирования судов ледового плавания. До 1927 носил имя «Святогор», затем переименован в честь советского дипломата Леонида Красина, сыгравшего важную роль в возвращении ледокола из Великобритании. Всемирную известность ледокол «Красин» приобрел в 1928 в связи со спасением участников экспедиции генерала Умберто Нобиле, потерпевших аварию после перелета на дирижабле «Италия» через Северный полюс. На обратном пути «Красин» предотвратил одну из крупнейших морских катастроф, придя на помощь терпящему бедствие немецкому лайнеру «Монте-Сервантес», на борту которого находилось 1500 пассажиров и более 300 человек команды. В 1992 году Постановлением Правительства Российской Федерации Ледокол «Красин» определен как «памятник истории государственного значения», в 2004 вошел в состав Музея Мирового океана.
Nummer acht. Everything is going to be alright
Фильм «Nummer acht. Everything is going to be alright» («Номер восемь. Все будет хорошо») основан на перформансе, который художник Гвидо ван дер Верве совершил в 2007 году. Он проделал необычный путь, шагая по льду Финского залива в пятнадцати метрах от плывущего за его спиной ледокола. Длительность перформанса равна времени записи одной катушки кинопленки, однако эти 10 минут создают ощущение бесконечного медитативного действия. Формат видео: 16мм на HD Продолжительность: 10’ 10’’ Год: 2007
Об авторе:
Гвидо ван дер Верве (Guido van der Werve) родился в 1977 году в городе Папендрехт в Нидерландах. Гвидо занимался исследованиями в области промышленного дизайна, музыкальной композиции и русского языка и литературы в нескольких университетах Нидерландов, прежде чем начал заниматься перформансами и видео-документацией в 2000 году. С тех пор он создал множество работ, в том числе серии кино- и видео- фильмов, музыкальных композиций, названных по номерам в хронологическом порядке, от двух до двенадцати. Последние персональные выставки художника состоялись в Hayward Gallery в Лондоне, Музее Хиршхорна в Вашингтоне, Hallen Haarlem в Нидерландах и Кунстхалле Базеля в Швейцарии. Презентация его последнего фильма Nummer twaalf прошла в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Художник представлен несколькими галереями США, Италии и Нидерландов.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
Адрес: Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Ст. м. «Василеостровская»
От ст. м. «Невский проспект», «Гостиный двор»: троллейбусы 1, 10, 11; автобусы: 7, 24
Тел.: (812) 323-3578
Музей открыт: cреда-воскресенье 11.00-18.00, касса до 17.15
Выходные дни: понедельник-вторник
Вход: 300 р., действуют льготы
Музей Академии художеств – один из старейших художественных музеев России. Был основан в 1758 году как собрание образцов для обучения воспитанников Академии трех знатнейших художеств (живописи, ваяния и зодчества). Экспозиция музея занимает залы центрального корпуса здания Академии художеств, построенного на Васильевском острове в 1764 – 1788 архитекторами Ж.Б. Валлен-Деламотом и А.Ф. Кокориновым. В собрании музея представлены произведения живописи, скульптуры, графики русских художников, начиная с середины 18 века до наших дней. Одни из интереснейших и ценнейших коллекций музея – чертежи и рисунки зодчих, прославивших своими творениями северную столицу, а также авторские, выполненные в масштабе, архитектурные модели памятников города: ансамбль Смольного монастыря, здание Биржи, Инженерный замок, Исаакиевский собор и другие известнейшие сооружения.
Проект «Город N» Ольги и Александра Флоренских представлен в отделе архитектуры музея (3 этаж).
О&А Флоренские
Выставка «Город N»
Проект «Город N» состоит из серии архитектурных объектов, изображающих различные общественные сооружения, характерные для среднестатистического европейского города: ратушу, вокзал, церковь, колокольню, театр, дворец, обелиск, каланчу, почту, фабрику, тюрьму и т.д.
Эти сложные объемные коллажи собраны из found objects, или, говоря по-русски, из смеси всевозможных бытовых и антикварных предметов с преобладанием последних. Причем «бедные» и «презренные» предметы вроде старого оцинкованного ведра, рукомойника или керосинового бачка на равных сосуществуют здесь с «благородными» медными, латунными, деревянными и серебряными антикварными деталями.
В Санкт-Петербурге проект выставляется впервые.
Об авторах:
Ольга Флоренская (р. 1960) и Александр Флоренский (р. 1960) окончили Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной в 1982. Одни из организаторов группы художников «Митьки» (1985). В 1990 проходили стажировку в Institut des arts plastiques (директор – Понтюс Хюльтен). Члены Союза художников России.
Авторы анимационных фильмов: «Митькимайер», «Рассказ о чуде из чудес» и «Трофейные фильмы». Участники и призеры многих всероссийских и международных кинофестивалей (1993–2005). Организаторы книгоиздательства «Митькилибрис» (1994).
C 1997 по 2005 А. Флоренский – один из организаторов и куратор галереи «МИТЬКИ – ВХУТЕМАС» в Санкт-Петербурге, в 2003-2004 – главный художник и куратор журнала «Адреса Петербурга». В 2004 совместно с художником И. Сотниковым создал «Общество любителей живописи и рисования», с 2006 по 2008 заведовал отделом современного искусства государственного музея «Царскосельская коллекция». В 2008 А. Флоренский совместно с печатником Д. Бугаенко создал студию ручной шелкографской печати «Б&Ф».
С 1994 года Ольга и Александр Флоренские работают над крупномасштабными совместными проектами: «Движение в сторону йые», «Русский патент», «Местное время», «Передвижной бестиарий», «Русский трофей», «Универсальный музей Вильгельма Винтера» и др.
Работы Флоренских находятся в собраниях Государственного Русского музея и Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи и ГМИИ им. А. С. Пушкина и многих других музеев России, а также в музеях Kiasma и City Art Museum (Хельсинки) и в Victoria & Albert Museum (Лондон).
Художники живут и работают в Санкт-Петербурге и Тбилиси.
Дом-музей Ф.И. Шаляпина
Адрес: ул. Графтио, д. 2б Ст.м. «Петроградская», автобусы 1, 25, 46; троллейбус 34 Тел.: (812) 234 -1056 Музей открыт: среда-воскресенье 12.00 -19.00 (касса до 18.00) Выходные дни: понедельник, вторник, последняя пятница месяца Вход: 100 р., действуют льготы
Дом-музей Ф.И. Шаляпина – последний адрес Ф.И.Шаляпина в России и первый в России музей, посвященный его творчеству (открыт 11 апреля 1975). Здесь, на Аптекарском острове, в доме №2б по Пермской (ныне Графтио) улице великий певец жил с 1914 по 1922 год, отсюда летом 1922 года выехал за границу. Уезжая, Ф.И.Шаляпин оставил квартиру и имущество на попечение своего секретаря и друга И.Г. Дворищина, который прожил здесь до конца жизни (умер зимой 1942 года). Случайный звонок в Ленинградский Театральный музей спас от неминуемой гибели вещи и архив великого артиста. В 1991 году Мемориальный музей Шаляпина был закрыт на капитальный ремонт. Снова двери шаляпинской квартиры открылись для гостей в 125-летнюю годовщину со дня рождения великого русского артиста – в феврале 1998 года. Восстановлены прихожая, столовая, спальня, большая и малая гостиные. Воссоздан уголок гримуборной артиста в Мариинском театре. Главные этапы жизни и творчества Шаляпина представлены в экспозиционном зале письмами и фотографиями, театральными костюмами и эскизами декораций к спектаклям, в которых Шаляпин играл, афишами и программами, его личными вещами и предметами быта, живописью и рисунками.
«SHALYAPIN.wav» Аудиоинсталляция (Студия электронной музыки Союза композиторов Санкт-Петербурга,1998)
Аудиоинсталляция представляет собой музыкально-электронную композицию, созданную на основе записей голоса Ф.И. Шаляпина: использованы отдельные звуки, восклицания, дыхание, целые фразы. Это своеобразное посвящение Федору Шаляпину одновременно является энциклопедией приемов компьютерной обработки звука: в ней задействован максимально возможный (на момент создания, 1998 год) диапазон приемов: от практически не измененного звучания, до выделения отдельных обертонов, формант и весьма радикальных преобразований с помощью различных эффектов.
Анатолий Королев
Анатолий Королев родился в 1949 году в Ленинграде. Учился в музыкальной школе при консерватории, затем на дирижерском факультете Ленинградской консерватории. К систематическим занятиям композицией приступил в студенческие годы и в 1975 году окончил композиторское отделение консерватории по классу В.И. Цытовича, а затем аспирантуру под руководством Б.А. Арапова. В настоящее время – преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории имени А.Н. Римского-Корсакова и сотрудник Студии электронной музыки Союза композиторов Санкт-Петербурга. Заслуженный деятель искусств России.
Музей авиационных двигателей ОАО «Климов» Адрес: Б. Сампсониевский пр., 69 Ст. м. «Лесная» Тел.: 295-43-68, добавочный 128 Музей открыт: понедельник-пятница 10.00-17.00 Выходные дни: суббота-воскресенье Вход: свободный
ОАО «Климов» – один из ведущих производителей авиационных двигателей. Днем рождения завода принято считать 7 октября 1914 года. В этот день было подписано высочайшее разрешение на открытие «Русского Рено», филиала знаменитой французской фирмы, где собирались двигатели для автомобилей и самолетов. Музей ОАО «Климов» был открыт в 2002 году к 110-летию выдающегося авиаконструктора, руководителя предприятия Владимира Яковлевича Климова. Сегодня этот уникальный музей можно считать пособием для изучения истории российской авиации. В музейное собрание входят коллекции двигателей, которые производились на заводе с момента его основания. Экспозиция организована по интерактивному принципу, который позволяет рассмотреть экспонаты с любой точки, потрогать лопасти турбин, покрутить рабочие валы.
Маленькая авиамоторная серенада
«Когда в списке музеев я увидел музей авиационных двигателей, выбор стал очевиден. Разглядывая фотографии его экспонатов – прекрасных молчащих машин – я чувствовал вызов. Наверное, я довольно примитивный человек, так как до сих пор очарован непостижимым фактом: люди действительно летают с помощью этих моторов. Меня всегда привлекала индустриальная эстетика музыки машин. Несмотря на то, что русский футуризм не входит в программу шведского музыкального образования, многие мои коллеги знают и восхищаются радикальными экспериментами в искусстве периода агитпропа. С глубоким уважением к советским пионерам звука я приступаю к этой работе. Ее идея заключается в том, что спящие двигатели на один месяц вновь обретают голос. Этот голос позаимствован у их «младших сестер и братьев» – на производстве за соседней дверью. Для меня очень важно, что звучание композиции основано на аутентичных записях из заводских цехов. Я обращаюсь с этими записями почтительно, но и с максимальной свободой – возможно, в моей композиции двигатели не узнают сами себя. Надеюсь, машины запоют на русском, с намеком на говорок 90-летней давности». Матс Линдстрем
Об авторе:
Матс Линдстром – композитор и музыкант, много работает с live-electronics. В своих проектах соединяет музыку с медиа, визуальным искусством, сценическими элементами; создает музыку для театра, радио и танца. Преподает саунд-арт, дает концерты и читает лекции в Швеции и других странах. С 2004 является художественный руководитель музыкальной студии EMS, Elektronmusikstudion in Sweden – одной из старейших электронных студий мира.
Выставка работает до 9 октября 2011 включительно.
Российский этнографический музей
Адрес: ул. Инженерная, д.4/1 Ст. м. «Гостиный двор», «Невский проспект» Тел.: (812) 570-5421 Музей открыт: вторник – воскресенье 10.00 – 18.00 (касса до 17.00) Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца Вход: 100 р., действуют льготы
Российский Этнографический музей расположен в здании, построенном в стиле русского неоклассицизма в начале ХХ века. Это одно из немногих сооружений в Санкт-Петербурге, специально возведенное для музея. Коллекционное собрание Российского Этнографического музея – одно из крупнейших этнографических собраний в мире. Неслучайно зарубежные коллеги назвали его «этнографическим Эрмитажем». В собрании музея сосредоточено около 500 000 подлинных вещевых памятников и фотографий по традиционной культуре 158 народов России и сопредельных стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. В залах музея представлена целая галерея костюмов народов России, в том числе уникальная одежда из рыбьей кожи и крапивного волокна, а также редкие комплексы атрибутов шаманов народов Сибири и Дальнего Востока; великолепные среднеазиатские ковры, парадное оружие и утварь народов Кавказа, украшения из самых разных материалов и многие другие предметы традиционного народного ремесла.
Российский этнографический музей, выполняя свое основное призвание, собирает, изучает и воссоздает в экспозициях традиционную культуру народов многонациональной страны, пробуждая интерес к историческим корням собственной культуры, способствуя росту этнического самосознания и понимания необходимости уважительного отношения к устоям жизни, нравам и обычаям других народов. В музее представлен проект «Пульс» Стивена Дина (США).
«Пульс»
В фильмах Стивена Дина центральными темами всегда являются феномены цвета и движения. Видеоработа «Pulse» снята в 2001 году для Музея американского искусства Уитни (США). В фильме показан индийский уличный фестиваль Холи – праздник весны и красок, во время которого люди бросают друг в друга цветные пигменты и блестки слюды в знак стирания социальных барьеров.
Стивен Дин
Стивен Дин (Stephen Dean) – франко-американский художник, известный своими инсталляциями, скульптурами и видеопроектами. В своих работах Дин находит новый смысл для обычных предметов. Изучение цвета — центральная тема в творчестве Дина. Художник исследует его социально-политические аспекты, в особенности ритуальное использование цвета в массовой культуре. Стивен Дин является участником крупнейших международных выставок, биеннале в Венеции, Стамбуле, Нью-Йорке, Санта-Фе, Москве и других городах. Его работы находятся в коллекциях Музей Гуггенхайма и Музея Уитни в Нью-Йорке, Национальном Фонде современного искусства в Париже, Национальной галерее в Вашингтоне, Израильском музее в Тель-Авиве, Художественном музее Гарвардского университета и многих других.
Благодарим за поддержку: Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге Благотворительный фонд CEC ArtsLink Фонд Trust for Mutual Understanding (США)
Музей гигиены Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Городской центр медицинской профилактики»
Адрес: Итальянская ул.,25 Ст. м. «Гостиный двор», «Невский проспект» Тел.: (812) 571-42-27 Музей открыт: понедельник-пятница 10.00 – 18.00, суббота 11.00 – 18.00 Выходной день: воскресенье Вход: 80 р., действуют льготы
Идея создания Музея гигиены родилась в 1877 году, когда российские экспонаты получили признание на Международной гигиенической выставке в Брюсселе. В 1893 и 1913 были проведены две крупные Всероссийские гигиенические выставки. Экспонаты выставки 1913 года стали основой стационарной Выставки-музея здравоохранения: решение о необходимости создания музея было принято группой ученых-медиков в 1918 году. Открытие состоялось 21 февраля 1919 года. Для размещения музея Комиссариат здравоохранения Союза Северной области предоставил одно из лучших зданий города – особняк, построенный в XVIII веке и принадлежавший графу И.И.Шувалову. Музей имел целью «…популяризацию знаний среди населения… путем организации постоянной и передвижных выставок, лекций, а также путем распространения медицинской литературы». Музей гигиены относится к естественнонаучным музеям. Являясь структурным подразделением ГУЗ «Городского центра медицинской профилактики», он реализует одно из приоритетных направлений деятельности системы здравоохранения в области охраны здоровья – повышение уровня санитарно-гигиенической культуры и формирование навыков здорового жизни у населения Санкт-Петербурга. Это единственный в России музей, где все экскурсии проводятся врачами. Экспозиция построена с учетом наиболее распространенных причин заболеваемости и смертности населения, а также составляющих репродуктивного здоровья и демографических тенденций.
Видеоинсталляция «Ärztliche Zimmergymnastik» («Лечебная физкультура») – проект Джеса Эрона Грина
Видео демонстрирует 16 мужчин выполняющих комплекс из 40 гимнастических упражнений, разработанных доктором Дэниэлом Готтлибом Шребером (1808-1861) и представленных в его знаменитой книге «Ärztliche Zimmergymnastik» (1855). Упражнения выполняются по порядку, в соответствии с точным набором правил и рекомендаций. Камера, документирующая процесс, движется идеально по кругу, с такой скоростью, что за время исполнения упражнений, проходит один полный оборот.
Джес Эрон Грин рассматривает тексты Шребера, обращаясь к искусству 1960-х годов. Последовательное расположение плинтусов, на которых гимнасты выполняют упражнения, отсылает к минималистской скульптуре, а видео с горизонтально растянутым планом, снятое одним кадром, обращается к техникам «структурного фильма». Соединяя строгий эстетический подход с текстами Шребера, проект Грина подразумевает, что соединение критического посыла и формальных приемов искусства 1960-х может способствовать более широкому историческому исследованию.
Джес Эрон Грин
Джес Эрон Грин родился в 1979 году в Бостоне, учился в Калифорнийском университете и Гарварде. Живет и работает в Бостоне и Лос-Анджелесе. Работы художника выставлялись в галерее Tate Modern (Лондон) в 2008 году, на Биеннале Уитни (Нью-Йорк) в 2010 году, в Арт-центре «Halle, 14» (Лейпциг) в 2010 году, в Институте современного искусства (Бостон) в 2011. Джес Грин стипендиат Фонда Генри Льюса, Фонда в поддержку взаимопонимания (Trust for Mutual Understanding) и CEC ArtsLink. Грин – американский художник молодого поколения. В своих работах он часто соединяет изображение, видео, фотографию, перформанс, музыку и текст. Его художественная практика уходит корнями глубоко в стратегии концептуализма, а также в традиции различных форм социального искусства, феминизма и институциональной критики.
Музей гигиены Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Городской центр медицинской профилактики»
Адрес: Итальянская ул.,25 Ст. м. «Гостиный двор», «Невский проспект» Тел.: (812) 571-42-27 Музей открыт: понедельник-пятница 10.00 – 18.00, суббота 11.00 – 18.00 Выходной день: воскресенье Вход: 80 р., действуют льготы
Идея создания Музея гигиены родилась в 1877 году, когда российские экспонаты получили признание на Международной гигиенической выставке в Брюсселе. В 1893 и 1913 были проведены две крупные Всероссийские гигиенические выставки. Экспонаты выставки 1913 года стали основой стационарной Выставки-музея здравоохранения: решение о необходимости создания музея было принято группой ученых-медиков в 1918 году. Открытие состоялось 21 февраля 1919 года. Для размещения музея Комиссариат здравоохранения Союза Северной области предоставил одно из лучших зданий города – особняк, построенный в XVIII веке и принадлежавший графу И.И.Шувалову. Музей имел целью «…популяризацию знаний среди населения… путем организации постоянной и передвижных выставок, лекций, а также путем распространения медицинской литературы». Музей гигиены относится к естественнонаучным музеям. Являясь структурным подразделением ГУЗ «Городского центра медицинской профилактики», он реализует одно из приоритетных направлений деятельности системы здравоохранения в области охраны здоровья – повышение уровня санитарно-гигиенической культуры и формирование навыков здорового жизни у населения Санкт-Петербурга. Это единственный в России музей, где все экскурсии проводятся врачами. Экспозиция построена с учетом наиболее распространенных причин заболеваемости и смертности населения, а также составляющих репродуктивного здоровья и демографических тенденций.
«Жертвенник» – проект группы «Мыло»
Стенд истории мировой истории мыла. В этом произведении прослеживается история возникновения мыла от древних времен до сегодняшнего дня, когда мыло стало главным атрибутом личной гигиены. Тема очищения при помощи жертвоприношения (в различных религиозных культах), нашла свое химическое и материальное воплощение в форме очищения при помощи мыла (поскольку первые свойства мыла были замечены на местах жертвенников – алтарях, после сожжения животных). История трансформации различных видов мыла – это, в некоторой степени, история человека стремящегося к чистоте. Ключевая мысль проекта – очищения и его способы. Различные виды мыла, изготовленные древними способами и современные виды мыла будут иллюстрировать формальную эволюцию.
«Собака на столпах» – проект группы «Мыло»
Мыло, сделанное из животных жиров, в свое время изготавливалось, в том числе, и из бездомных животных. В залах музея будут стоять четыре столба из хозяйственного мыла, завершением которых будет фигура собаки – таким образом, что образуется свод, под которым может свободно пройти человек. Образ собаки, стоящей на столбах из материала, ранее производимого из ее же собратьев, сообщает об историческом палимпсесте: «живой воздвигается на остатках и над остатками мертвого».
Группа «Мыло» – Петухов Дмитрий и Мотолянец Семен
Идея создать группу под названием «Мыло» возникла в 2007 году, в 2008 году группа первый раз выступила со своим проектом на коллективной выставке в галерее «PARAZIT» и уже в 2009 году стала лауреатом премии «Инновация». В состав группы входят Петухов Дмитрий и Мотолянец Семен. Основной материал, с которым работает группа – это мыло. Группа «Мыло» варит мыло, скользит на мыле, ест, кусает, бросается мылом, а также покупает и выбрасывает мыло, втирает и просто использует в готовом виде брикеты хозяйственного мыла 72 % и 65%. Группой созданы городские памятники, мемориальные доски, мелкая архитектура, украшены интерьеры, отмыты некоторые галереи и другие помещения. Члены группы вышли из народа.
Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Адрес: Литейный пр., 53 Ст.м. «Владимирская», «Маяковская» Тел.: (812) 272-22-11 Музей открыт: вторник, четверг-воскресенье 10.30 – 18.30, среда 13.00 – 21.00; касса закрывается на 1 час раньше Выходной день: понедельник Вход: 60 р., действуют льготы
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме находится в центре Петербурга, в глубине сада, в южном флигеле Шереметевского дворца – одного из красивейших особняков XVIII века. Здесь в квартире известного искусствоведа и теоретика авангарда Николая Пунина Анна Ахматова прожила почти тридцать лет – с середины 1920-х до начала 1950-х годов. Открытый к 100-летию со дня рождения поэта в 1989 году, музей рассказывает о жизни и творчестве Анны Ахматовой и о судьбах ее современников, воспитанных в традициях классической русской культуры и сохранивших свой мир в условиях тоталитарного государства и советского коммунального быта. Сегодня коллекция Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме насчитывает до 50 тысяч единиц хранения. Наиболее ценные коллекции: библиотека Анны Ахматовой, библиотека Иосифа Бродского, коллекция М. С. Лесмана (редкие книги и рукописи поэтов ХХ в.), собрание графики и произведений прикладного искусства, принадлежавшее Л. Н. Гумилеву и его жене – Н. В. Гумилевой-Симоновской, коллекция графики из собрания Н. С. Несмелова (виды Ленинграда – Петербурга 1930-1960-х). В выставочных залах и в саду Фонтанного Дома регулярно проходят выставки и фестивали, посвященные истории культуры и литературы XX века, а также актуальным проблемам современности. Особое направление деятельности музея – программы для детей и подростков.
«Природа»
Среди деревьев во внутреннем дворе Музея Анны Ахматовой развешаны сетки с фоторимейками работ И. И. Шишкина. Сквозь картины великого живописца просматриваются современные пейзажи, что символизирует связь времен.
Пожалуй, каждый второй в России будет утверждать, что очень любит русскую природу, каждый второй скажет, что любит пейзажи Шишкина и каждый второй бросит бутылку или бычок в чистом поле или в лесу. Что сегодня увидел бы Шишкин, посетив те самые родные просторы, изображенные на его холстах?
Сергей Баловин
Родился и вырос в России, в Воронеже, возмужал во Франции, с 2010 года живет в Шанхае. Живописец, график, куратор. В творчестве принципиально не ограничивается единственным авторским стилем, шутя и экспериментируя с разными жанрами и направлениями. Русская академическая закалка в сочетании с творческим опытом, полученным в совместной работе с современными западными художниками, позволяет играть разные роли: от консервативного живописца-реалиста до авангардиста-экспериментатора.
Музей путешественника П.К. Козлова Адрес: Смольный просп. д. 6 Ст. м. «Чернышевская» – авт. 22, 46, тролл. 15 до остановки «Тульская улица» Ст. м. «Пл. Восстания» – тролл. 5, 7,11 Тел. (812) 710-03-50 Музей открыт: вторник, среда пятница – посещение только с экскурсоводом; четверг 12.00 – 18.00 – индивидуальное посещение Выходные дни: суббота, воскресенье, понедельник Вход: экскурсионное обслуживание 250 р.
Мемориальный музей-квартира П.К. Козлова – один из самых молодых академических музеев Санкт-Петербурга. Создан в конце 1989 года при Ленинградском филиале Института истории естествознания и техники РАН по инициативе ряда организаций и отдельных учёных, таких как академики Е.М. Лавренко, А.П. Окладников и А.Л. Яншин. Основная идея создателей музея состояла в том, чтобы ознакомить широкие слои населения с «научным трудом, граничившим с подвигом, плеяды всемирно известных географов-путешественников, заложивших фундамент современных знаний о Центральной Азии». Пётр Кузьмич Козлов (1863–1935) – путешественник-исследователь Центральной Азии (Монголия, Китай и Тибет), ученик и сподвижник Н.М. Пржевальского, участник шести больших экспедиций, три из которых организовал и возглавлял лично. Всемирную известность Козлову принесли открытие и раскопки «мёртвого города» Хара-хото на окраине пустыни Гоби и гуннских могильных курганов в горах Ноин-ула на севере Монголии, которые по праву считаются выдающимися достижениями археологии ХХ века. Музей П.К. Козлова помещается в старом петербургском доходном доме, рядом со Смольным, в просторной семикомнатной квартире, где П.К. Козлов поселился в 1912 после женитьбы вторым браком на Е.В. Пушкарёвой, впоследствии ставшей крупным учёным-орнитологом.
Фотопроект: «Shanghai Living» (Жизнь в Шанхае)
Фотопроект «Shanghai Living» представляет серию фотографий, на которых запечатлены жилые пространства жителей современного Шанхая. Наблюдая за теми колоссальными переменами, которые модернизация Китая внесла в домашний обиход людей, шанхайский фотохудожник Ху Янг создал фотоочерк о жизни шанхайцев. За 14 месяцев он проделал большую исследовательскую работу, посетив более 500 семей в Шанхае, чтобы сфотографировать их в домашней обстановке. Фотографии помещены в контекст прямой речи их героев, рядом с каждой работой есть цитата из разговора с фотографом. В этих беседах Ху Янг фокусируется на трех простых вопросах: «Какова Ваша жизненная ситуация? Каковы Ваши надежды или желания? Какова Ваша главная тревога или переживание?»
Работы предоставлены галереей ShaghART.
Ху Янг
Китайский фотохудожник Ху Янг (Hu Yang) посвятил большинство своих проектов исследованию Шанхая, городу, где он прожил почти 50 лет. В 1980-х годах он работал документальным фотографом, в 1990-е снимал сериалы и телевизионные фильмы. В начале 2000-х Ху Янг стал работать фото-редактором и вскоре основал студию, специализирующуюся на документальной фотосъемке. Художник принимал участие в выставках в США, Германии, Австрии, Франции, Италии, Австралии, Великобритании, Нидерландах и других странах. Его работы находятся в публичной коллекции Queensland Art Gallery в Австралии и во множестве частных коллекций по всему миру.
|